Некоторые этические нормы, связанные с приветствием в исламе.
Приветствие считается одним из предпочитаемых согласно нашей религии вещей. И связано это с тем, что приветствие служит увеличению любви и братства между людьми, а также укреплению связующих уз между ними.
В соответствии со сказанным в этой статье мы по воле Аллаhа рассмотрим некоторые этические моменты, связанные с приветствием, которых необходимо соблюдать мусульманину в соответствии с его религией.
В сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима от Абу Хурайры передается хадис, в котором Пророк мир ему и благословение говорит:
«Тот, кто ездит верхом должен приветствовать идущего пешком, а тот, кто идет пешком, должен приветствовать сидящего, а малая группа должна приветствовать большую».
Как сказал Абу Саид аль-Митвалли: Когда человек встречает группу людей ему нежелательно выделять кого-то из них салямом так как, цель приветствия это показать дружелюбие и согласие, а в выделении кого-то из общей массы, прослеживается безразличие к другим, и это может в конечном итоге привести к ненависти и вражде.
Али ибн Мухаммад Аль-Марудий говорит, что когда человек встречает кого-нибудь на рынке или в других местах, где он встречается с людьми, приветствовать нужно некоторых людей а не всех, потому что если приветствовать всех то, тем самым можно пропустить все что имеет значение.
Также аль-Марудий да смилуется над ним Аллаh сказал:
Если группа людей поприветствовала одного человека и в ответ он сказал «ва алейкум ас-салям», тем самым желая ответить всем из них, то он уходит от необходимости следовать фарзу отвечать на салям всем по отдельности.
Также желательно, когда мусульманин зашел домой поприветствовать, если даже в нем никого нет, и сказать:
السّلام علينا وعلى عباد الله الصّالحين
«Ассаляму а’лайна ва а’ла и’бади ЛЛаhи ссалих’ин»
(Мир нам и всем праведным рабам Аллаhа).
Также желательно приветствовать, когда человек сидел с кем-то и затем захотел покинуть их собрание.
В хадисе, передаваемом в сунан Абу Давуда и ат-Тирмизи от Абу Хурайры говориться:
«Когда кто-то из вас прибудет не место собрания людей то пусть приветствует, и когда он захочет покинуть (это собрание) то пусть (снова) приветствует, потому что первое приветствие не имеет никакого превосходства над вторим».
Также необходимо отметить, что формой приветствия в исламе являются слова: «Ассаляму ‘алайкум ва ра’хматуллаhи ва баракатуh».
Это полная форма приветствия, и желательно и при встрече и при расставании использовать именно полную форму, так как за это согласно хадисам полагается отдельная награда.
Необходимо знать, что приветствовать мусульманина словами приветствия в исламе является желательным поступком, однако, отвечать на приветствие является ваджибом, то есть, обязательным.
В книге ибн Сунни от Абдурахмана ибн Шабля да будет доволен им Аллаh приводится хадис от Пророка мир ему и благословение, в котором говориться: « Кто ответит на приветствие то это зачтется ему, а тот кто не ответит, тот не является из нас». Поэтому будет лучше человеку который услышав салям не хочет на него ответить, мягко напомнить о том, что отвечать на приветствие является обязательным, и ты должен мне ответить чтобы не впасть в грех. Аллаh знает лучше.