Закят с золота и серебра
На золото и серебро по шариату налагается закят. Также закят выплачивают с бумажной денежной валюты, которая имеет свою цену, подобно золоту и серебру. В эту категорию кроме валюты входят и другие ценные бумаги.
Доводы указывающие на это:
(وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلاَ يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ)
(Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями)
Под накапливанием в этом аяте подразумеваются те кто хранят золото и серебро не выплачивая с них закят. От ибн Умара передается в комментарии к этому аяту: «Горе тому кто будет накапливать имущество, не выплачивая с него закят» Бухари (1339)
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День Воскрешения для любого обладателя золота или серебра, не отдававшего со своего имущества должного, из этого обязательно сделают огненные пластины. Затем их раскалят в пламени Ада и станут прижигать ими его бока, лоб и спину. А как только они остынут, всё это будет повторяться для него в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана ему его дорога либо в Рай, либо в Ад». Муслим (987)
Под должным в этом аяте имеется в виду положенное для заката.
Категории золота и серебра, на которых полагается закят
- 1. Золотые и серебрянные монеты, также и другие предметы из золота и серебра специально предназначенные для совершения сделок;
- 2. Золотые и серебряные слитки;
- 3. Утварь, и куски из золота и серебра, предназначенные для использования по определенному назначению или в качестве украшений;
Нет закята в золотых украшениях женщин
Золотые и серебряные украшения женщин являются исключением, и на них не полагается закят. Это при условии, что эти украшения не поверх общепринятых норм. Если у женщины слишком много золотых и серебряных украшений, расходы на которых оцениваются как расточительство, то с них полагается закят.
Доводом, указывающим на это, является хадис, который передает Жабир от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет закята в золотых украшениях». Байхаки (4/138) Даракутни (6/107)
Также это подтверждает то, что передается от сподвижников. Имам Малик в книге «Муватаъ» передает, что Айша, да будет доволен ею Аллах, опекала дочерей своего брата, у которых были золотые украшения. Она не выплачивала с них закят. Также Аббдуллах ибн Умар украшал своих дочерей и невольниц золотыми украшениями и не выплачивал с них закят.
Также имам Шафии в свей книге «Аль-Ум» передает, что некий человек спросил Джабира ибн Абдуллаха о том, необходимо ли выплачивать закят с украшений женщин. На что тот ответил: «Нет». («Аль-Ум» 2/34-35)
Все украшения, пользование которыми является запретным, входят в категорию имущества, на которое полагается закят. К примеру: мужское золотое кольцо, золотая посуда и т. д.
На запрет посуды из серебра и золота указывает следующий хадис: «Не пейте из серебряной и золотой посуды и не кушайте в тарелках из нее – это для них (неверующих) в этом мире а для нас в ахирате» Бухари (5110), Муслим (2067)
По аналогии если в этой посуде запрещено кушать, то соответственно запрещается и пользование такой утварью в других целях. Также запрещено и хранить эти изделия дома. И в этом запрете нет различия между женщинами и мужчинами.