Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 19 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

      Крайне нежелательным (карахату тахрим)1 является совершение намазов в следующие временные промежутки:

       1. Когда солнце находиться взените, кроме пятничного дня;

      2. После утреннего намаза пока солнце не поднимется над горизонтом на высоту копья.

      3. После предзакатной молитвы (Аср), до полного заката солнца.

 

    Доказательством этому является то, что передает Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предостерегал нас от совершения намаза и предания умершего человека земле, в трех периодах времени: когда солнце начинало появляться из-за горизонта (его круг), пока она (немного) не поднимется (с горизонта), когда наступит полдень (когда солнце в зените), пока она отклониться (от зенита), и когда солнце приобретало желтоватый оттенок когда оно заходит, пока оно полностью не исчезнет (за горизонтом)». (Муслим, 831)

 

      Необходимо подчеркнуть, что это нежелательность связана лишь с теми случаями когда у намаза нет предварительной причины или же если люди умышленно хоронят своих мертвых в эти времена.

      Если же умершего хоронят в это время не преднамеренно, а лишь по совпадению с этим временем, или у намаза есть предварительная причина как совершение омовения, за которым совершается сунна-намаз, намаз приветствия мечети, или же возмещение пропущенных намазов, то в этом случае нет нежелательности в этом.

      На отсутствие нежелательности в подобных ситуациях указывают следующие доводы:

      От Анаса, да будет доволен им Аллах: Пророк ﷺ сказал: «Кто забудет совершить намаз, пусть совершает его тогда когда вспомнит его, поистине нет ему искупления, кроме его совершения». (Бухари, 572 и Муслим, 684).

Также на это указывает следующий аят:

 وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

«И совершай намаз, чтобы помнить обо Мне»  (Сура Та-Ха, аят 14).

 

      Слова «тогда когда вспомнит его» указывают  на то, что время когда он вспоминает  о намазе и является временем, в котором он должен совершить намаз, если он забыл  его совершить или проспал. Быть может, что человек забыл совершить намаз, и потом вспомнит об этом в одном из периодов, в которых нежелательно совершать намаз, исходя из вышеприведенного хадиса ему следует тот же час его совершить, отсюда ясно, что этот случай является исключением, и не попадает под нежелательность.

      В другом хадисе,  переданном от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, говорится, что Пророк ﷺ совершил два ракаата намаза после предзакатной молитвы (Асра), и тогда она спросила его  об этом, и он сказал: «О дочь Абу Умаййи, ты спросила о двух ракаатах (которых я совершил) после предзакатной молитвы, поистине ко мне пришли люди из племени Абдуль Кайс и они отвлекли меня от совершения двух ракаатов которые идут за обеденным намазом,  и вот этими два ракаата и были то, что я совершил». (Бухари,1176  и Муслим,834)

      Аналогичное решение, что было принято в отношении возмещаемых намазов, применяется и ко всем остальным случаям, когда у намаза есть предварительная причина.

      Полностью исключается из периодов, в которых  есть нежелательность совершения намаза,  мечеть аль-Харам в Мекке, так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О дети Абдуманафа не отвергайте никого из тех кто совершит обход вокруг этого дома, или совершит в нем намаз в какой бы час дня и ночи это не было». (Ат-Тирмизи: 868, Абу Давуд: 1894).

 

      [1] Макрух тахриман или карахату тахрим является повелением воздержаться от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.