Что касается азана, то это особая форма поминания Аллаха, которая установлена в исламе для оповещения о наступлении времени обязательных молитв, и призывающая их собраться для совершения этих молитв.
Шариатское постановление об азане
Азан является сунной как для своевременно совершаемой молитвы, так и для возмещаемой. Азан является очень желательной коллективной сунной (сунна кифая [1]) для джамаата, а для того кто совершает намаз в одиночку это индивидуальная сунна (сунна а’йния [2]).
Азану принадлежит самая важная роль в проявлении символов и обрядов ислама.
Доводы его установления
Доводами установления азана является Коран и Сунна. Что касается Корана, Аллах в нем говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю»
(Сура аль-Джумуа, аят 9)
А что касается довода из Сунны, Пророк, мир ему и благословение, говорит: «Когда наступит время молитвы, пусть один из вас даст азан, и пусть старший из вас возглавит молитву»
(Аль-Бухари, 602; Муслим, 674)
Предыстория азана
Азан был установлен в качестве призыва к молитвам в 1-м году хиджры. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что когда мусульмане прибыли в Медину они собирались на намазы в установленные для этого времена, не имея для этого определенного призыва. В один день мусульмане подняли этот вопрос и некоторые из них сказали: необходимо как и христианам использовать для призыва колокол, а другие из них предложили для этого рог как у иудеев, и тогда Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «А что если вы выберите человека для призыва к намазу?», тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «О, Биляль, вставай и призывай к молитве».
Форма азана
Алла́hу А́кбар اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ
Алла́hу А́кбар اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ
Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ
Ашhаду ал-ля́ иля́hа илла-Лла́h أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ
Ашhаду анна МухIаммадан Расу́лу-Лла́h أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мух̣Iаммадан Расу́лу-Лла́h أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ
Х̣Iаййа ‘аля с̣-с̣аля́h حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ
Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́хI حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ
Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ
Алла́hу А́кбар Алла́hу А́кбар للهُ أَكْبَرُ للهُ أَكْبَرُ
Ля́ иля́hа илла-Лла́h لَا إِلَهَ إِلَّا اَللهُ
В утреннем азане после упоминания 2 раза слов حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ (Х̣Iаййа ‘аля ль-фаля́х̣I), добавляем следующие слова:
(2 раза) ас-саляяту хайрум-минан-навм الصَلاةُ خَيْرٌ مِنَ الْنَوْمِ
Такая форма исполнения азана подтверждена многочисленными достоверными хадисами от аль-Бухари и Муслима.
[1] Сунна которую достаточно чтобы исполнил хотя бы один человек из джамаата.
[2] Сунна которую необходимо исполнить отдельно каждому.