Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

апр 19 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного мир и благословение Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

     В течение долгого времени  хотелось  обсудить некоторые моменты, связанные с этикетом, касающимся чтения исламской литературы  и слушания  выступлений ученых.

Прежде всего, мы должны читать и слушать с намерением получить пользу  от их трудов  и выступлений. Каким будет наше намерение, таким будет и то, что мы получим от него. Если мы будем читать и слушать с намерением увеличить наши знания и использовать их на практике, по воле Аллаха, это то, что мы и получим в конечном счете. А если мы будем читать и слушать с намерением критиковать и находить  ошибки и упущения, то мы найдем ошибки и недостатки, и это единственное, что мы получим от него. Очень легко критиковать кого то, и поэтому, очень часто говорят: "Легче разрушить чем строить". 

 

     Для наглядности ученые приводят следующий пример: два типа животных свободно размещены в саду; одна птица, а другая свинья. Птица будет искать чистоту и чистое пропитание, в то время как, свинья будет искать грязи и грязную пищу. Какое  намерение у них есть, то они и получат. Таким образом, птица, попадая в сад,  находит чистоту и чистое пропитание, свинья же  попадает в сад ищет грязи и мусора и находит его. Они оба получили то, что хотели.

     Еще один момент, на котором ученые акцентируют внимание, это то, что мы должны читать и слушать с желанием увеличить наши знания и руководствоваться ими на практике, а также распространять эти знания  на других. Если у нас нет никакого желания расширить свои знания, при этом  мы думаем, что знаем все, то мы вряд ли извлечем пользу из их писем и речей и в конечном итоге мы нанесем себе только вред.

 

    Следующий пример гласит:

     Если пустой стакан ставить под кран дном вверх, то не имеет значения, как быстро течет вода из крана, стакан никогда не наполниться по понятным причинам. Но если этот же стакан мы поставим правильным образом, а именно горловиной  вверх, то  не будет иметь значения сила воды, придет время, и стакан наполнится водой.

     Конечно, будут моменты, когда вы найдете грамматические ошибки в сочинениях ученых, такие как  неправильное словоупотребление, но  разве это не хороший повод для того, чтобы поработать над своими ошибками?! Если же ты рассмотришь это по иному, это будет не что иное, как метод шайтана, который он использует против тебя, чтобы отдалить  тебя от выгоды и советов ученых.

Радоваться чужим ошибкам означает либо высокомерие, либо зависть с твоей стороны. Это две из самых разрушительных грехов души. Если мы радуемся, когда ошибается наш брат, это признак духовной болезни.

 

     Если Аллах пожелает, наступит время когда вы превзойдете вашего учителя в его трудах или умении говорить, но это совсем не означает, что у вас есть право отбрасывать в сторону совет вашего учителя или ученого и не следовать ему.

     Есть много причин, почему ваше письмо или ваш метод говорения может быть лучше, чем у вашего шейха. Одна из причин заключается в том что, как правило, ученые-алимы прошлого поколения у нас в Дагестане, не уделяли большого внимания русскому языку, большинство их лекций были либо на национальных языках, либо на арабском. И конечно же эта тенденция постепенно меняется.

      Другой причиной может быть то, что ученый не тратит много времени в своем общении русскому языку, и когда он говорит, у него может выявляться акцент, или заикание, или он будет говорить медленным темпом. Это никогда не должно быть причиной, чтобы проигнорировать советы ученого. Содержание речи, действительно имеет большое значение. Однако,только от того, что человек является красноречивым оратором, не означает, что у него совсем правильное содержание речи. Быть красноречивым это одно а, быть правильным  это совершенно другое.

 

     Еще один момент, который  нужно уточнить, это то, что после прочтения статьи или прослушав речь ученого, некоторые вещи могут казаться нам неясными, или противоречить нашему основному видению по этому вопросу. В этом случае, в вежливой форме, стоит спросить ученого, сказать ему, что это то как я понял ваше выступление, однако, я полагал, что это должно быть несколько по другому, Правильно ли я это понимаю?

      Я уверен, что ученый не будет возражать, если у нас есть какие-либо вопросы по той или иной теме. Никогда не стесняйтесь задавать вопросы, потому что два типа людей никогда не получат знаня: человек гордый и застенчивый.

 

     Кроме того, если мы считаем, что ученый совершил где-то ошибку, необходимо отстаивать свое видение данного вопроса  в вежливой форме и обсудить его. Мы все склонны совершать  ошибки. Только Аллах чист от всех пороков и недостатков.