Исламский университет имени имама Ашъари

Время намаза (Хасавюрт).

март 29 (Пятница)
Фаджр  
Шурук  
Зухр  
'Аср  
Магриб  
'Иша  

Исламские школы (мазхабы)

 

Мазхаб или правовая школа,это школа основанная на определенных аспектах наук и законов ислама а также идеологических мыслей.

Некоторые из этих школ относятся к идеологическим, как Ашаъариты, Матуридиты, Мутазилиты, Джахмиты и тд.

Другие из них относятся к правовым как, Ханафиты, Маликиты, и другие.

 

Третьи относятся к школам основ мусульманского права, и здесь в основном существует две школы, Ханафиты и Джумхуры (Шафииты,Маликиты,Ханбалиты). К исламским школам также относятся школы видов чтения священного Корана тафсира и тд.

И может быть самыми распространенными и практически активными в мусульманском обществе, из всех этих школ являются, школы фикха, или же правовые школы в исламе. Поскольку они оказывают непосредственное влияние на частную и общественную стороны жизни мусульманского общества.

Возникновение правовых школ в исламе.

Правовые школы в исламе начали появляться во втором веке по хиджре.

И возможно наиболее важные факторы и причины, способствовавшие возникновению этих доктрин, ограничиваются 2 основными факторами:

Политический фактор и интеллектуальный. Десятки школ исламской юриспруденции появились во втором и третьем веках хиджры, и каждая школа принесла свою разработанную на основе различных мнений правовую практику. По некоторым утверждениям, количество таких школ достигало до 50, из которых большинство в дальнейшем перестало существовать.

Как,  к примеру мазхабы Лайса ибн Саада или Абдурахамана аль-Авза’ий.

Из всего множества этих мазхабов осталось лишь 4 суннитских, а также остальные не суннитские мазхабы, как Джахфариты, Зайдиты, Имамиты, и другие, из правовых школ распространенных в различных частях исламского мира.

Следует подчеркнуть, что отличия между этими мазхабами возникли не в самих основах религии, а в понимании некоторых религиозных текстов, и их практическом применении во второстепенных шариатских вопросах. Все эти мазхабы сходятся на святости текстов священного Корана и Сунны.

Основные мазхабы у суннитов.

  1. Ханафитский мазхаб:

Возникновение мазхаба: возникновение этого мазхаба относят к имаму Абу Ханифе Нуман ибн Сабит  (80-150 гг. по хиджре). Он являлся из числа табиинов, (поколение после сподвижников). Среди 4 х основных суннитских правовых школ, школа имама Абу Ханифы возникла  раньше всех, поэтому его считают основоположником науки фикх.

Его методология: Имам Абу Ханифа при написании своего мазхаба опирался на Священный Коран, Пророческую Сунну, консенсус ученых ислама (Иджма), действие по анологии (Кияс), апробацию ( Истихсан) и обычай (Урф).  Мазхаб имама Абу Ханифы считается на сегодняшний день самым распространенным суннитским мазхабом в мире.

Его шейхи и ученики: Абу Ханифа получал знания у своего шейха Хамада ибн Сулеймана в Ираке, а самыми известными из его учеников стали имам Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль Хасан аш-Шайбани.

 

  1. Маликитский мазхаб.

Возникновение мазхаба: возникновение Маликитского мазхаба относят к имаму Малику ибн Анасу аль Асбахию (93-179 гг. по хиджре).

Его мазхаб в основном распространен на африканском континенте, в таких странах как Алжир, Марокко, Ливия, Тунис, Мавритания, Эритрея, Верхний Египет. На аравийском полуострове мазхаб получил распространение в Бахрейне, ОАЭ, Кувейте, и в некторых частях Саудии.

Его методология: Имам Малик в качестве основ своего мазхаба, основывался на Коране и Сунне, на практике жителей Медины, которую он считал приемлемым в качестве источника законодательства в отличии, от других имамов мазхабов, на фетвах сподвижников,  на Киясе (действие по аналогии),  Масалих аль мурсала, апробации (аль Истихсан),и на Зараи’ (Прикрытие путей ведущих к совершению греха и неповиновению Аллаhу).

Его Учителя и ученики: Самым известным его учителем  был Нафи Мауля ибн Умар, а самыми известными его учениками являются аш-Шафи’и и Ибн Рушд.

  1. Шафиитский мазхаб.

Возникновение мазхаба: возникновение этого мазхаба относится к Мухаммаду ибн Идрису аш-Шафи’и (150-204 гг. по хиджре).

Особенностью данного мазхаба является то что его основатель обучался у ученика Абу Ханифы Хасана  аш-Шайбани и затем у Имама Малика таким образом он объединил между двумя этими школами.

Его методология: В качестве законодательной основы аш-Шафии опирался на Коран и Сунну которых он сделал равными в вынесении решения, также к оновам его мазхаба относится Иджма (Консенсус ученых ислама), и Кияс. Аш-Шафии аннулировал опору на Аль-истихсан (Апробация), говоря : «Кто будет опираться на истихсан, тот придумал новый закон». То есть новый шариат.

По числу последователей мазхаб Имама аш-Шафии считается вторым после мазхаба имама Абу Ханифы.

Его учителя и ученики: Наиболее известные учителя Мухаммада аш-Шафии:

Мухаммад ибн Али ибн Шафии — дядя имама аш-Шафии,

Суфьян ибн Уяйна — учитель из Мекки,

Малик ибн Анас — учитель из Медины

Мухаммад аш-Шайбани — учитель из Багдада.

Наиболее известные ученики Мухаммада аш-Шафии:

Абу Якуб аль-Бувайти (ум. в 845),

Абу Ибрахим Исмаил ибн Яхья аль-Музани (ум. в 879),

Абу Мухаммад ар-Раби ибн Сулейман аль-Муради (ум. в 883),

Хармала ибн Яхья (ум. в 879),

Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хакам (ум. в 881),

Ахмад ибн Ханбаль,

Дауд аз-Захири.

  1. Ханбалитский мазхаб:

Возникновение мазхаба: Возникновение данного мазхаба относят  к Ахмаду ибн Мухаммаду ибн Ханбалю (164-241 гг. х.). Школа имама Ахмада считается отличающейся от остальных перечисленных школ, по той причине, что Имам Ахмад в первую очередь был Мухаддисом (Хадисоведом).

Каждый раз когда у него спрашивали решения в определенном вопросе  его ученики записывали это и таким образом собрав воедино все эти вопросы они создали мазхаб. Поэтому среди ученых возникли разные мнения относительно того кем считать имама Ахмада факихом или Мухаддисом?

Его методология: Имама Ахмад во многом последовал методу, на который опирался его учитель аш-Шафии, с точки зрения следования Коране, Сунне, Ижме, Киясу, фетвам сподвижников в качестве законодательной базы для мазхаба.

Его учителя и ученики: Самым известным его учителем является аш-Шафии.

А к самым известным его ученикам относятся Имам ибн Таймия и имам ибн Кайим аль Джавзия, которых считают обновителями этого мазхаба.

  1. Захиритский мазхаб.

Возникновение мазхаба: Этот мазхаб основан на принятии в качестве законодательной базы исламского права, текстов из Корана и Сунны в буквалистском понимании. В этом мазхабе нет таких основных принципов опоры как Кияс, Истихсан, Зараи’ и тд.  Если по тому или иному вопросу нет прямого ответа в Коране или Сунне, то за основу берут дозволенность.

Первым его основателем был Давуд ибн Али аль Асбаханий. Его основоположник получил большое влияние от своего учителя аш-Шафии, который придавал особое значение Корану и Сунне в качестве источника доводов.

Его учителя и ученики: Самым известным его учителем был имам аш-Шафии, Самым выдающимся его учеником считается имам ибн Хазм, который затем распространил и развил этот мазхаб. Захиритский мазхаб исчез приблизительно в 600  г-х. хиджры.

  1. Ибадитский мазхаб.

Возникновение мазхаба: Этот мазхаб относят к Абдуллаhу ибн Ибаду ат-Тамимий. (умерший в 80 г. х.).

Основа этого мазхаба относится к Хавариджам которые жили во времена Али (да будет доволен им Аллаh).

Правовые основы этого мазхаба такие же как и у остальных суннитских мазхабов как Коран и Сунна, Иджма, Кияс и др.

Они не согласны с тем, что их называют хавариджами, и определяют себя как люди призыва, истины, и мусульманской общины. И по сегодняшний день их мазхаб распространен в Султанате Оман,  в некоторых частях Восточной Африки, Алжира, Ливии и Туниса.

На этом  рассмотрение основных, суннитских мазхабов  мы закончим, и далее мы рассмотрим основные шиитские мазхабы.

 

Правовые школы шиитов

 

Зайдитский мазхаб.

Относят к Зайду ибн Али Зайнульабидину ибн аль-Хусейну (58-122 гг. х.), его мазхаб считают пятым мазхабом в добавок к 4 м суннитским, фикх этого мазхаба больше имеет схожесть с фикхом жителей Ирака, колыбели шиизма и их имамов. В начале своего развития мазхаб Зайдитов не очень отличался от фикха Ахлю Сунна.

Джафаритский или Имамитский мазхаб.

Относится к имаму Абу Абдуллаhу Джа’фару ас-Садыку ибн Мухаммаду аль Бакир ибн Зайнульабидину (80 -148 гг. х.).

Что касается распространителя этого мазхаба в фикхе, то им является Абу Джа’фар Мухаммад ибн аль Хасан аль Куммию. Сторонники данного мазхаба верят в 12 безгрешных имамов, отсюда их называют «Шиитами- имамитами». Они также как и Зайдиты после Корана в качестве  основного источника права опираются  на хадисы рассказанные имамами из числа Ахлуль Байт. Источником вынесения шариатских решений,  у них всегда являются имамы и имамитский фикх. Имамитский фикх близок к шафиитскому, и в основополагающих вопросах отличается от суннитского фикха примерно в 17 вопросах. Наиболее важное отличие, это вопрос дозволения ими временного брака называемого Мут’а. Мазхаб распространен в основном в Иране и Ираке.